01 июня 2018

Что ожидать от психотерапии?

Первый раз к психологу
Пойти первый раз к психологу может быть страшно и волнительно. Как договориться о встрече, что говорить? Чего ожидать от первой встречи? Команда Alter отвечает на самые популярные вопросы о начале психотерапии.
Сколько стоит и сколько длится психотерапия?
Средняя стоимость сессии (прием) у психолога 3000 рублей, но можно найти хорошего специалиста и за меньшие деньги.
Сколько длится психотерапия, как часто нужно ходить?
Обычный режим встреч — раз в неделю, в тяжелых случаях (например, тяжелая депрессия, попытки суицида и т. д.) количество встреч может быть 2−3 раза в неделю. Также в режиме 3 раза в неделю часто работают классические психоаналитики в не зависимости от проблемы и ее тяжести.

Финальное количество встреч заранее оценить бывает сложно: это зависит от проблемы, которую предстоит решать, и особенностей клиента (как быстро он прогрессирует, делает ли домашние задания и т. д.) и метода, в котором работает специалист. Если говорить очень усреднено, то психотерапия занимает где-то год в режиме раз в неделю.

А как лучше записываться?
Многие боятся делать первый звонок по телефону, чтобы договориться о встрече. Стоит знать, что обычно специалисты принимают клиентов днем, поэтому, скорее всего, психолог не возьмет трубку и перезвонит вам потом. Но всегда можно писать смс и письма на почту.
Что ему сказать?
Не стоит об этом беспокоиться — это работа психолога понять вас, создать для вас комфортную обстановку, установить контакт. Нормально не знать, как начать. Психолог сам задаст все вопросы, если будет нужно и направит беседу.

Ваша задача — просто прийти и делать/говорить то, что комфортно. Остальное за вас сделает психолог — в том числе и за это вы платите деньги.

Что происходит на первой встрече?
Сбор анамнеза: психологу важно узнать, что вас беспокоит и что вы за человек (как вы живете, чем занимаетесь, какая у вас семья, какие отношения с людьми и т. д.). Все эти подробности важны, чтобы точно определить, какая у вас проблема, какой результат вы хотите получить и начать прорабатывать план работы с вами.
А что если мне будет некомфортно?
Если вы себя почувствуете некомфортно — вы можете сказать об этом психологу — профессионал будет знать, что делать. Это задача психолога решить такую ситуацию и помочь вам чувствовать себя комфортно. Психолог не форсирует события и не давит (если с ним все в порядке), а двигается в темпе клиента.
А я могу сказать психологу слишком много?
Нет. Чем больше клиент дает информации, тем лучше и быстрее психолог может помочь. Профессиональный психолог не осуждает и не навязывает, он слушает и полностью принимает клиента таким, какой он есть.

Да, бывает, что клиент все равно не готов что-то рассказать и это нормально — вы не обязаны себя заставлять, всему свое время. Но рассказать слишком много невозможно.

А если встреча с психиатром?
На самом деле, первая встреча очень похожа. Ее задача узнать историю проблемы и ее лечения (пьет ли человек лекарства, например), узнать пациента (тут уже не клиент) лучше, установить контакт. И обычно психиатры — это не страшные люди в халатах с пронзительным взглядом — они одеты в обычную одежду и мягко ведут беседу, чтобы создать для пациента комфортную обстановку и позволить раскрыться. И вовсе не всегда терапия у психиатра означает принятие лекарств.
А что происходит дальше?

Во многом зависит от метода, но в большей их части вы будете много разговаривать с психологом о вас и том, что вас волнует. Но это не такая же беседа, как с друзьями:

  • она полностью сконцентрирована на вас
  • проходит по определенной методологии
  • не включает советы
Кроме того, в зависимости от подхода, возможно будут домашние задания, арт-практики (например, рисовать что-то по определенному заданию) или телесные практики. Все эти детали вы всегда можете обсудить уже непосредственно с выбранным специалистов, который с удовольствием даст вам необходимые пояснения.
А что делает сервис Alter?
Через сервис Alter вы можете выбрать себе психолога и записаться на первую встречу по почте. Далее мы готовы поддерживать клиентов на любом этапе, если есть такая необходимость.