Психодинамические подходы. Классический и юнгианский психоанализ

Психодинамические подходы – все направления терапии, основанные на теории психоанализа и работе с глубинными психическими явлениями.
Начинаем погружение в мир бессознательного с классического и юнгианского психоанализа.

Оглавление
Психоанализ – это про Эдипов комплекс?
Психодинамические подходы предполагают, что все происходящее в психике человека является следствием того, как взаимодействуют ее глубинные неосознанные силы: наши влечения, прошлый опыт, убеждения и нормы, привнесенные обществом, культурой и семьей. Их взаимодействие не статично, а динамично, то есть изменчиво. Выявление этих влияний, осознание и работа с ними может привести к улучшению в состоянии клиента, позитивным переменам в работе психики.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал движущей силой психической динамики психосексуальность и связанные с ней психические конфликты. Поэтому для многих фрейдовский психоанализ ассоциируется с Эдиповым комплексом и комплексом Электры — влечением ребенка к родителю противоположного пола, или же с теорией психосексуальных стадий, которая предполагает, что сексуальность присуща ребенку с самого раннего возраста. В современном психоанализе эти концепции претерпели существенные изменения. При этом значительная часть теоретических наработок Фрейда, получивших доказательную основу, активно используется.
Зигмунд Фрейд – первый врачеватель душ
Зигмунд Фрейд был первым исследователем, который заглянул в глубины человеческой психики и попытался проанализировать ее процессы, ранее не попадавшие в поле зрения науки. В 1880-е годы Фрейд работал неврологом в Вене и Париже, практиковал под руководством таких именитых врачей, как Эрнст Брюкке, Иосиф Брейер, Жан-Маре Шарко. Фрейд занимался проблемами так называемой истерии (устаревший диагноз, более не применяющийся в медицине) — расстройства самочувствия у женщин, которое проявлялось в виде эмоциональных всплесков и психотического поведения. Его заинтересовал тот факт, что далеко не все проявления недуга имели под собой физиологическую основу. В книге «Исследования истерии» (1895) он изложил гипотезу: в основе истерических реакций лежат неприятные воспоминания или мысли, имеющие отношение к сексуальной сфере.
«Истерия была одним из главных недугов, одолевавших дам из высших кругов на рубеже XIX-XX веков. Общество требовало от женщин придерживаться высоких моральных стандартов. При этом нарастала открытость: у мужчин был доступ к порнографии, проституции, им это нравилось. Женщина должна была оставаться порядочной женой и матерью, но при этом хотела быть желанной для мужа. Это вызывало сильное психическое напряжение — и, как его проявление, симптомы истерии. Фрейд исследовал множество случаев истерии и сделал вывод, что их основной причиной была подавленная сексуальность. Он работал с этими состоятельными женщинами, помогал им. Это давало ему финансовую возможность заниматься развитием своих теорий, своими трудами. В то же время это сделало его первым консультирующим терапевтом, первым врачевателем душ».
Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова
В 1900 году Фрейд опубликовал монографию «Толкование сновидений». В ней он описал свою топографическую модель психики, которая включает сознание, предсознательное и бессознательное. Топографическая модель предполагала, что сексуальные желания вытесняются в область бессознательного за счет давления социальных запретов. Из бессознательного они могут проявлять себя через символические сновидения.

В это же время вокруг Фрейда стал складываться круг последователей, из которого позднее образовалось Венское психоаналитическое общество. В течение многих лет он проводил жесткую идеологическую политику внутри организации, не позволяя ее участникам отклоняться от утвержденной им теоретической системы. В разные годы общество покинули Альфред Адлер и Карл Юнг, которым удалось основать собственные мощные аналитические течения.
Термины и понятия психоанализа
Структурная модель психики была описана Фрейдом в 1923 году и стала развитием его более ранней топографической модели.
Оно, или Id
Бессознательная область психики, в которой коренятся все неосознанные желания человека, а также две основные психодинамические силы: Эрос (влечение к жизни) и Танатос (влечение к смерти).
Эго, или Я
Сознательная часть личности, которая находится в контакте с реальностью и физическим миром и проявляется в зависимости от его стимулов.
Суперэго, или Сверх-Я
Компонент личности, отвечающий за моральные ценности, идеалы, этические установки, вдохновение и интуицию.
«Очень часто думают, что в бессознательном накапливается только негативное. На самом деле нет. Это могут быть самые простые желания, как хорошие, так и плохие. Ваше желание съесть мороженое тоже находится там. Просто оно более доступно, легче переходит в категорию эго. Когда бессознательное говорит "я хочу мороженое", это выносится на некоторый суд Сверх-Я, которое с точки зрения общечеловеческих ценностей определяет, можно поощрить его или нет. А если бессознательное говорит "я хочу убивать"? Тогда начинаются вопросы. В Сверх-Я сосредоточены наши защитные механизмы, в случае такой необузданной агрессии Сверх-Я может прибегнуть к механизму сублимации: так, человек может стать врачом и реализовывать свою жажду крови каждый раз, когда будет делать операцию».
Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова
В ситуации психического напряжения включаются механизмы психологической защиты — неосознанные психические процессы, которые позволяют снизить негативные переживания и травмирующий эффект. Термин механизма психологической защиты Фрейд ввел в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894).
1
Вытеснение
Смещение «неправильных» влечений и эмоций в бессознательное. Вытесненные эмоции могут проявляться в виде оговорок, снов.
2
Замещение (или вымещение)
Перенаправление энергии (гнева, либидо) на безопасный объект.
3
Рационализация
Поиск рационального объяснения для поступка, совершенного под влиянием сиюминутного импульса или неосознанной мотивации.
4
Регрессия
Возврат к детским формам поведения в ситуации стресса или перегрузки.
5
Сублимация
Направление внутреннего напряжения, негативных эмоций, запретных желаний в творчество или работу.
Всего современной психологии известно более 30 видов защитных механизмов.
Психоаналитическая теория и доказательные исследования
Не все теоретические положения Фрейда получили подтверждение по результатам научных исследований. Серьезную научную поддержку по итогам многочисленных исследований и мета-анализов получили следующие идеи, которые и лежат в основе современного психоанализа:
1
Бессознательные процессы влияют на наше поведение
Мы воспринимаем и обрабатываем гораздо больше информации, чем осознаем. Большая часть нашего поведения определяется чувствами и мотивами, которые мы в лучшем случае осознаем лишь частично. Влияние бессознательного имеет столь убедительные доказательства, что оно стало одним из центральных элементов современной когнитивной и социальной психологии.
2
Мы используем защитные механизмы
Защитные механизмы помогают психологической адаптации и сохраняют наше физическое здоровье. При этом у каждого человека есть собственный «стиль защиты». Некоторые механизмы более полезны, чем другие: так, рационализация и сублимация более полезны, чем подавление. А отрицание в буквальном смысле вредно для здоровья: люди, использующие его, склонны игнорировать тревожные симптомы и пренебрегать лечением заболеваний.
3
Образы родителей могут влиять на наши отношения
Десятки исследований показали, что образы родителей и других значимых фигур в нашей жизни действительно формируют ожидания в отношении дружеских и романтических связей. Идея о том, что мы выбираем партнера, внешне похожего на маму или папу, является мифом. Однако мы правда неосознанно тяготеем к тому, чтобы строить партнерские отношения, похожие на наши отношения с родителями в раннем детстве.
Теория классического психоанализа значительно эволюционировала в течение XX и начале XXI века. Сегодня она является одной из наиболее детализированных и исследованных психологических концепций.
Этот материал из мыслей, которые больной не ценит и отбрасывает от себя, представляет для аналитика руду, из которой он с помощью простого искусства толкований может извлечь драгоценный металл
— З.Фрейд
Ход сеанса и техники
Сеансы психоанализа проходят в разговорном формате. Все техники, используемые аналитиками, направлены на извлечение бессознательного материала на уровень сознания и его проработку. Вот некоторые из них:
Метод свободных ассоциаций
Терапевт просит клиента озвучивать все, что всплывает в его сознании, не задумываясь над формулировками и связностью речи. Высказывания могут быть абсурдными, случайными: в этом случае они отражают происходящее в бессознательном.
Толкования сновидений
Во время сна защитные механизмы эго ослабляются, что выявляет содержание бессознательного в форме образов. Анализ повторяющихся или ярко запомнившихся сновидений может сыграть важную роль в психоаналитическом процессе.
Интерпретация
После совместной работы психоаналитик разъясняет клиенту суть его бессознательного конфликта. Интерпретация включает три этапа: обозначение конфликта, разъяснение и применение нового знания к повседневной жизни клиента.
Анализ сопротивления
Психоаналитик разбирает с клиентом механизмы, препятствующие их совместной работе с бессознательным. Под сопротивлением подразумеваются все осознанные или неосознанные действия клиента, которые мешают ходу анализа.
Анализ переноса
Под переносом подразумевается проецирование клиентом фигуры из прошлого и своих реакций на другого человека. В терапевтическом процессе этим человеком часто становится сам психоаналитик, что может дать важные инсайты для хода терапии. Анализ переноса помогает клиенту осознать свою проекцию и эмоции, стоящие за ней.
Юнгианский психоанализ
В 1914 году один из ближайших соратников и учеников Фрейда Карл Юнг покинул Международную психоаналитическую ассоциацию и прекратил практику в рамках фрейдистского психоанализа.

Для этого было несколько причин. Во-первых, Юнг отказывался считать центральной концепцией психоанализа сексуальное вытеснение и замещение. Разделились и взгляды двух аналитиков на сны: Фрейд видел в сновидениях исключительно проекции подавленных сексуальных желаний, в то время как Юнг считал, что в них могут отражаться абсолютно разные проявления бессознательного. Кроме того, Юнг отказывался считать единственной причиной психических недугов подавленную сексуальность в детском возрасте (на этой концепции настаивал Фрейд).

Согласно Юнгу, каждый человек является носителем определенной психической структуры, которая формировалась сотни и тысячи лет. Вместе с его неповторимым жизненным опытом она формирует личность и особенности психики человека. Так в дополнение к психоаналитической структуре строения психики (Оно, Эго, Супер-Эго) Карл Юнг добавил область коллективного бессознательного – системы метафор, общей для всего человечества и передающейся из поколения в поколение.
Термины и понятия юнгианского психоанализа
Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы — ментальные концепции, образы и представления, общие для разных народов и культур. Юнг выявил четыре индивидуальных архетипа, которые присущи каждой личности:
Персона
Маска, которую надевает человек в разных ситуациях (на работе, в семье и так далее). Успешный менеджер, хороший родитель: такой образ помогает добиться определенных результатов в жизни, карьере, общении, однако имеет мало общего с тем, что человек представляет собой на самом деле.
Тень
«Темная» часть личности, которую человек не может принять в себе, но при определенной работе над собой способная принести ему пользу. К примеру, подавляемая агрессия, которая при правильной интеграции в структуру личности поможет научиться отстаивать свои интересы, защищать собственную позицию в спорных ситуациях.
Анима (для мужчины), анимус (для женщины)
Женский аспект в личности мужчины, и наоборот, мужской аспект в личности женщины. Для мужчины анима — энергия творчества, созидания, заботы. Для женщины — внутренняя сила, уверенность в себе. Анима и анимус формируются в ходе наблюдения за родителем противоположного пола, актуализируется в партнерских отношениях.
Самость
Ядро человеческой личности, по выражению самого Юнга, «Бог внутри нас». Под самостью подразумевается целостность реализованного человеческого потенциала. Архетип самости проявляется по мере интеграции сознательного и бессознательного опыта.
Кроме четырех базовых индивидуальных архетипов, Юнг описал десятки архетипических образов и сюжетов, которые отражены в мифах и сказках народов мира. Они находят проявление в различных жизненных ситуациях.
«Возьмем архетип Матери. Фигура матери, прародительницы есть в каждой культуре на земле. При этом каждый индивид может наполнить этот архетип собственным смысловым и эмоциональным содержанием, которое зависит от его личного жизненного опыта, взаимоотношений с собственной матерью. Архетипы помогают встречаться с неопределенностью, облекать ее в образы, интерпретировать. Через архетипы клиенту легче трактовать свою жизненную ситуацию. Вы можете найти символ, который станет ключом, поможет найти ответы на вопросы. Это можно сделать через сны, либо же через вашу личную историю — если посмотреть на нее, как на сказку. Чем еще полезна работа с архетипами? Клиент успокаивается, когда понимает, что он не одинок в своей проблеме. Его жизнь — не исключение, переживаемые им ситуации возникали с другими людьми с древних времен, и с ними справлялись».
Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова
Юнг переосмыслил и активно использовал введенное Фрейдом понятие комплекса. Согласно Юнгу, все, что вызывает в нас сильный эмоциональный отклик, так или иначе связано комплексами — с психическими доминантами в бессознательном, которые сформировались в течение жизни. В отличие от обывательского представления о комплексе, как исключительно негативной, болезненной реакции, в юнгианском анализе комплекс может носить как позитивный, так и негативный характер. Осознание и проработка комплексов играют важную роль в процессе психоанализа.

Целью юнгианского анализа является индивидуация человека. Индивидуацией Юнг называет естественное движение личности к объединению сознательного опыта и массива бессознательной информации. Каждый человек в своей жизни идет по пути индивидуации, однако благодаря психоанализу этот процесс можно существенно ускорить, способствовать к продвижению через пласты бессознательного к сути человеческой личности — его Самости.
Техники юнгианского психоанализа
Работа с архетипами и бессознательным проводится по двум основным техникам: техника амплификации подразумевает работу со сновидениями в состоянии бодрствования. С помощью метода свободных ассоциаций клиент и аналитик осмысливают содержание снов. На помощь приходят архетипические образы из мифов, легенд, искусства, литературы. Амплификация позволяет вытащить на поверхность и упорядочить то, что было скрыто в бессознательном.

Похожим образом работает и техника активного воображения: здесь материалом для анализа становятся «грезы наяву». Терапевт просит клиента сконцентрироваться на определенном событии, мысли, воспоминании, оттолкнуться от этого материала и погрузиться в основанную на нем фантазию. Клиенту предлагается свободно развивать сюжет без оглядки на слушателя, чтобы потом вместе проанализировать получившийся нарратив. Техника активного воображения позволяет интегрировать области сознания и бессознательного, осмыслить и вывести на поверхность глубинные образы и архетипы.
Запросы и состояния, продолжительность курса психоанализа
Психодинамические подходы эффективны для следующих состояний и запросов:
Депрессия
Поиск смысла
жизни
Потеря мотивации
Травматические события
в прошлом
Проблемы в личных
и семейных отношениях
Невротические расстройства
В психоаналитическом методе можно пройти краткосрочную терапию из 5−10 сессий, направленную на решение определенной жизненной задачи. Краткосрочная, или фокусная терапия посвящена разбору одной проблемы и не выходит на глубинный анализ личности. Такая терапия подходит для кризисных и экстренных ситуаций: потеря работы, развод, утрата, перемены в жизни.
«Бытует представление, что психоанализ может длиться всю жизнь. И в целом это действительно так. Фрейд говорил, что раз в неделю нужно покопаться в себе. Это уже не про решение определенного вопроса или помощь в определенном состоянии, а про то, чтобы замечать и понимать, что происходит. Клиент может оставаться в терапии до тех пор, пока ему это нужно, пока он чувствует пользу.

Если запрос касается одной выделенной проблемы, как правило, я закладываю 5-10 сеансов на фокусную терапию. Проблема должна быть конкретной: например, человек боится собеседований, не может поменять работу или принять другое важное решение.

Иногда клиент приходит с одним запросом, но потом втягивается и остается в полноценной работе. Ведь это безумно интересно: наблюдать за собой, раскрывать себя. Увлекательный процесс, в котором мы сопровождаем человека».
Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова
Случай из практики

«В моей практике есть неординарный кейс, который показывает, как психоанализ способен раскрыть потенциал человека. С одной из клиенток, 28 лет, мы работали больше года. Она была достаточно успешна в бизнесе, но атмосфера критики, в которой она росла, заставляла ее чувствовать себя неуверенно, сомневаться, часто принимать решения не в свою пользу. Было очевидно, что ей нужна поддержка, которую она недополучила.

В ходе нашей работы ей поступило предложение о сделке, одновременно выгодной, но вызывавшей у нее сомнения. Вместе мы прорабатывали корни этой неуверенности. Когда сделка состоялась, она получила сумму, которая подарила ей финансовую независимость. Сама девушка настаивала на том, что психоанализ сыграл здесь решающую роль. В первую очередь это, конечно, ее личная заслуга. Но мне нравится думать, что наша совместная работа помогла ей достичь таких результатов».
Варвара Негрий, психоаналитик, преподаватель Психологического факультета МГУ им. Ломоносова
Что почитать?
«Введение в психоанализ. Лекции».
Зигмунд Фрейд
Книга для тех, кто не боится погрузиться прикоснуться к самому глубинному идеологическому пласту психоанализа. «Введение в психоанализ» представляет собой систематизированный цикл лекций Фрейда,который раскрывает теоретические основы классического психоанализа и рассказывает об идеях, до сих пор вызывающих ожесточенные споры в среде профессионалов.
«Человек и его символы».
Карл Густав Юнг
Одна из немногих книг, которые доступным языком рассказывают о теории юнгианского психоанализа и ее основных понятиях: коллективном бессознательном и системе архетипов. Ориентирована на широкий круг читателей.
«Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе».
Нэнси Мак-Вильямс
Современный учебник по психоаналитической работе, вызывающий уважение даже у тех представителей научного сообщества, которые скептически относятся к системе психоанализа в целом. Рассказывает о разных типах пациентов и особенностях работы с ними.
Вам был полезен материал? Поделитесь им: